Любовь ради Аллаха и её проявления

Любовь ради Аллаха и её проявленияЛюбовь рад и Аллаха   — это любить человека ради Аллаха, то есть любить его по причине его веры и подчинения Аллаху. Ненависть ради Аллаха означает ненавидеть человека по причине его неверия и грешности.

Награда за любовь ради Аллаха 

За любовь к покорным мусульманам имеется великое вознаграждение, доказательством этому является следующее:

  • سَبْعَةٌ يُظِلُّهُمُ اللهُ فِي ظِلِّهِ، يَوْمَ لاَ ظِلَّ إِلاَّ ظِلُّهُ: إِمَامٌ عَادِلٌ، وَشَابٌّ نَشَأَ فِي عِبَادَةِ اللهِ عَزَّ وَجَلَّ، وَرَجُلٌ قَلْبُهُ مُعَلِّقٌ بِالْمَسَاجِدِ، وَرَجُلاَنِ تُحَابَّا فِي اللهِ، اِجْتَمَعَا عَلَيْهِ، وَتَفَرَّقَا عَلَيْهِ، وَرَجُلٌ دَعَتْهُ امْرَأَةٌ ذَاتَ مَنْصِبٍ وَجِمَالٍ، فَقَالَ إِنِّي أَخَافُ اللهَ، وَرَجُلٌ تَصَدَّقَ بِصَدَقَةٍ فَأَخْفَاهَا، حَتَّى لاَ تَعْلَمَ شِمَالُهُ مَا تُنْفِقُ يَمِينُهُ، وَرَجُلٌ ذَكَرَ اللهَ خَالِيًا، فَفَاضَتْ عَيْنَاهُ

«Семерых укроет Аллах в своей тени в тот День, когда не будет иной тени, кроме Его тени: справедливого правителя; юношу, росшего в поклонении Всемогущему и Великому Аллаху; человека, сердце которого связано с мечетями; двоих, которые любят друг друга ради Аллаха, встречаясь и расставаясь ради Него; мужчину, которого позвала знатная и красивая женщина и который сказал: «Поистине, я боюсь Аллаха!»; того, кто подаёт милостыню настолько тайно, что его левая рука не ведает, сколько тратит правая, а также того, чьи глаза наполняются слезами, когда он в одиночестве поминает Аллаха Всевышнего» (Аль-Бухари и Муслим).

إِنَّ اللهَ تَعَالَى يَقُولُ يَوْمَ الْقِيَامَةِ: أَيْنَ الْمُتَحَابُّونَ بِجَلاَلِي الْيَوْمَ أُظِلُّهُمْ فِي ظِلِّي يَوْمَ لاَ ظِلَّ إِلاَّ ظِلِّي؟

«Поистине, в День Воскресения Аллах Всевышний скажет: «Где любившие друг друга ради величия Моего? Сегодня, в тот День, когда иной тени, кроме Моей тени, не будет, Я укрою их в Своей тени!» (Муслим)

  • «Клянусь Тем, в Чьей длани душа моя, не войдёте вы в Рай, пока не уверуете, а не уверуете вы до тех пор, пока не станете любить друг друга. Не указать ли мне вам на то, что приведёт вас к взаимной любви, если вы будете делать это? Будьте между собой приветливыми» (Муслим).
  • لاَ يَجِدُ أَحَدٌ حَلاَوَةَ اْلإِيمَانِ حَتَّى يُحِبُّ الْمَرْءَ لاَ يُحِبُّهُ إِلاَّ ِللهِ…

«Не найдёт никто сладость веры, пока не полюбит человека, только ради Аллаха…»

(Аль-Бухари) .

  • قَالَ اللهُ عَزَّ وَجَلَّ: اَلْمُتَحَابُّونَ فِي جَلاَلِي، لَهُمْ مَنَابِرُ مِنْ نُورٍ، يَغْبَطُهُمْ النَّبِيُّونَ وَالشُّهَدَاءُ

«Сказал Всевышний Аллах: «Для любящих друг друга ради Моего величия (в Раю) минбары из света, и позавидуют им пророки и шахиды» (Ат-Тирмизий). Зависть пророков и шахидов указывает на их хорошее положение, то есть то, что они (пророки и шахиды) будут хвалить их прекрасное положение. А не то, что они будут желать такое же, потому что их положение лучше, и степень их выше.

  • «К Пророку (с.а.с.) пришёл человек и сказал: «О, Посланник Аллаха, один человек любит другого человека, но не может совершать поступков, подобных его поступкам». На что Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал: «Человек будет с тем, кого он полюбил» . И я не видел никогда до этого, как сподвижники Посланника Аллаха (с.а.с.) радовались бы так чему-либо, кроме принятия Ислама, и этим словам Посланника Аллаха (с.а.с.). Мы любим Посланника Аллаха (с.а.с.), но не можем делать то, что он делает, если мы будем с ним, то этого достаточно»(Ахмад) .
  • Аль-Хаким в книге «аль-Мустадрак» передаёт от Абдуллаха Ибн Масъуда, сказав, что иснад сахих, но аль-Бухари и Муслим не вывели его:

قَالَ لِي النَّبِيُّ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ : يَا عَبْدَ اللهِ بْنَ مَسْعُودٍ، فَقُلْتُ: لَبَّيْكَ يَا رَسُولَ اللهِ: ثَلاَثَ مِرَارٍ، قَالَ: هَلْ تَدْرِي أَيَّ عُرَى اْلإِيمَانِ أَوْثَقُ؟ قُلْتُ: اَللهُ وَرَسُولُهُ أَعْلَمُ، قَالَ: أَوْثَقُ اْلإِيمَانِ الْوِلاَيَةُ فِي اللهِ، بِالْحُبِّ فِيهِ، وَالْبُغْضِ فِيهِ…

«Мне Пророк (с.а.с.) сказал: «О, Абдуллах Ибн Масъуд!» . Я сказал: «Я перед тобой, Посланник Аллаха», три раза. Он сказал: «Знаешь ли ты, какие узы веры крепчайшие?» . Я сказал: «Аллах и Его Посланник знают лучше». Он сказал: «Крепчайшие узы имана   — дружба ради Аллаха, любовь ради Него, и ненависть ради Него…» .

  • Ибн Абдульбарр в книге «Тамхид» передаёт от Умара Ибн аль-Хаттаба, что Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал:

لِلَّهِ عِبَادٌ لاَ بِأَنْبِيَاءَ وَلاَ شُهَدَاءَ يَغْبِطُهُمُ اْلأَنْبِيَاءُ وَالشُّهَدَاءُ بِمَكَانِهِمْ مِنَ اللهِ عَزَّ وَجَلَّ، قَالُوا: يَا رَسُولَ اللهِ مَنْ هُمْ؟ وَمَا أَعْمَالُهُمْ؟ لَعَلَّنَا نُحِبُّهُمْ، قَالَ: قَوْمٌ تَحَابُّوا بِرَوْحِ اللهِ، لاَ أَرْحَامَ بَيْنَهُمْ، وَلاَ أَمْوَالَ يَتَعَاطُونَهَا، وَاللهِ إِنَّ وُجُوهَهُمْ نُورٌ، وَإِنَّهُمْ لَعَلَى مَنَابِرَ مِنْ نُورٍ، لاَ يَخَافُونَ إِذَا خَافَ النَّاسُ، وَلاَ يَحْزَنُونَ إِذَا حَزِنَ النَّاسُ، ثُمَّ قَرَأَ: ] أَلَآ إِنَّ أَوۡلِيَآءَ ٱ للَّهِ لَا خَوۡفٌ عَلَيۡهِمۡ وَلَا هُمۡ يَحۡزَنُونَ ٦٢ [

«У Аллаха есть рабы, они не пророки и не шахиды, но шахиды и пророки будут завидовать им из-за их места, дарованное им от Всевышнего Аллаха» . Сподвижники спросили: «О, Посланник Аллаха, кто они и какие их дела? Пожалуй, мы их любим». Он сказал: «Они те, которые полюбили друг друга ради Аллаха, нет между ними родственной связи, и нет между ними денег, которые их связывают. Клянусь Аллахом, поистине, в их лицах свет, и они на высоких и светлых ступенях. Они не боятся, когда боятся люди, и не печалятся, когда печалятся люди» . Затем он прочитал аят: «О да, ведь для друзей Аллаха нет страха, и не будут они печалиться» (10:62).

Итак, существуют адабы и суннаты (желательные действия) проявления любви одного человека к другому ради Аллаха:

  1. Кто полюбил брата-мусульманина ради Аллаха, то ему желательно оповестить его о том, что он его любит. Потому что Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал:

إِذَا أَحَبَّ الرَّجُلُ أَخَاهُ فَلْيُخْبِرْهُ أَنَّهُ يُحِبُّهُ

«Если человек полюбит брата своего, пусть сообщит ему о том, что он любит его»  

أَنَّ رَجُلاً كَانَ عِنْدَ النَّبٍيَّ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ ، فَمَرَّ بِهِ رَجُلٌ فَقَالَ: يَا رَسُولَ اللهِ إِنِّي َلأُحِبُّ هَذَا، فَقَالَ لَهُ النَّبِيُّ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ : أَعْلَمْتَهُ؟ قَالَ: لاَ، قَالَ: أَعْلِمْهُ، فَلَحِقَهُ، فَقَالَ: إِنِّي أُحِبُّكَ فِي اللهِ، فَقَالَ: أَحَبَّكَ الَّذِي أَحْبَبْتَنِي لَهُ

«Однажды, когда с Пророком (с.а.с.) находился один человек, и мимо него прошёл другой, то он сказал: «О, Посланник Аллаха, поистине, я люблю этого человека». Пророк (с.а.с.) спросил его: «А сказал ли ты ему об этом?» . Он ответил: «Нет». Пророк (с.а.с.) сказал: «Так скажи ему!» . Тогда он догнал того человека и сказал: «Поистине, я люблю тебя ради Аллаха!»,   — на что тот ответил ему: «Да полюбит тебя Аллах, ради которого ты полюбил меня!» (Абу Дауд).  И то, что передал аль-Баззар с сахих иснадом от Абдуллаха Ибн Амр, что Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал:

مَنْ أَحَبَّ رَجُلاً ِللهِ فَقَالَ: إِنِّي أُحِبُّكَ ِللهِ، فَدَخَلاَ الْجَنَّةَ فَكَانَ الَّذِي أَحَبُّ أَرْفَعُ مَنْـزَلَةً مِنَ اْلآخَرِ أُلْحِقَ بِالَّذِي أَحَبَّ ِللهِ

«Кто полюбил человека ради Аллаха и сказал: «Поистине я люблю тебя ради Аллаха», то они оба будут в раю, а тот, который сильнее полюбил, будет степенью выше другого, и будет вместе с тем, кого полюбил ради Аллаха» .

2. Мольба и дуа за человека. Скрыто молиться за него, согласно тому, что передал Муслим от Умм ад-Дарда, которая сказала: «Рассказал мне мой господин, что слышал, как Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал:

مَنْ دَعَا لِأَخِيهِ بِظَهْرِ الْغَيْبِ قَالَ الْمَلَكُ الْمُوَكَّلُ بِهِ : آمِينَ وَلَكَ بِمِثْلٍ

«Кто молится за своего брата скрыто, ангел, назначенный для него, говорит: «Амин, и тебе тоже самое» . Её господин   — Абу ад-Дарда, которого она имела ввиду, называя его так из уважения к нему.

3. Просить другого брата или сестру чтобы он делал дуа за него. Умара Ибн аль-Хаттаба  сказал: «Я обратился к Пророку (с.а.с.) за разрешением совершить Умру. Он позволил мне и сказал:

لا َ تَنْسَنَا يَا أُخَيَّ مِنْ دُعَائِكَ

«О, брат, не забудь нас в своих мольбах!» ,   — (и эти) слова я не променял бы на весь этот Мир!»  (Абу Давудом и ат-Тирмизий)

4. Визиты и поддержание связей с братом или сестрой. После того, как мусульманин полюбил другого мусульманина, для него является сунной навестить его, побеседовать, посидеть с ним, поддерживать с ним связь ради Аллаха. Пророк (с.а.с.) сказал:

أَنَّ رَجُلاً زَارَ أَخًا لَهُ فِي قَرْيَةٍ أُخْرَى فَأَرْصَدَ اللهُ لَهُ عَلَى مَدْرَجَتِهِ مَلَكًا فَلَمَّا أَتَى عَلَيْهِ قَالَ أَيْنَ تُرِيدُ قَالَ أُرِيدُ أَخًا لِي فِي هَذِهِ الْقَرْيَةِ قَالَ هَلْ لَكَ عَلَيْهِ مِنْ نِعْمَةٍ تَرُبُّهَا قَالَ لاَ غَيْرَ أَنِّي أَحْبَبْتُهُ فِي اللهِ عَزَّ وَجَلَّ قَالَ فَإِنِّي رَسُولُ اللهِ إِلَيْكَ بِأَنَّ اللهَ قَدْ أَحَبَّكَ كَمَا أَحْبَبْتَهُ فِيهِ

«Один человек навестил своего брата по вере из другого селения, а Аллах Всевышний велел ангелу поджидать его на той дороге, по которой он шёл. Когда человек подошёл к ангелу, ангел спросил: «Куда ты идёшь?». Он ответил: «Я хочу навестить своего брата в этом селении». Ангел спросил: «Может быть, ты оказал ему какое-нибудь благодеяние, и ждёшь пользу?». Он ответил: «Нет, поистине, я просто полюбил его ради Аллаха Всевышнего». Ангел сказал: «Я же, поистине, послан к тебе Аллахом, с тем чтобы сказать, что Аллах полюбил тебя так же, как ты полюбил того человека ради Него!»(Муслим)  .

Аль-Бухари вывел от Аиши, которая сказала: «Сколько я помню своих родителей, они всегда исповедовали эту религию, и не было такого дня, когда Посланник Аллаха (с.а.с.) не заходил к нам утром и вечером…» .

5. Хорошее отношение к брату или сестре по вере.

لا َ يُؤْمِنُ أَحَدُكُمْ حَتَّى يُحِبَّ لِأَخِيهِ مَا يُحِبُّ لِنَفْسِهِ

«Не уверует никто из вас до тех пор, пока не станет желать своему брату (в Исламе) того же, что желает самому себе» (Муслим) .

Тут Посланник Аллаха (с.а.с.) разъясняет величие награды мусульманину, который желает своему брату того же, что желает себе, и стремится по возможности к тому, чтобы привлечь брату мусульманину добро в этой жизни и в последующей.

«Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал:

خَيْرُ ا ْ لأَصْحَابِ عِنْدَ اللهِ خَيْرُهُمْ لِصَاحِبِهِ، وَخَيْرُ ال ْ جِيرَانِ عِنْدَ اللهِ خَيْرُهُمْ لِجَارِهِ

«Лучшим товарищем перед Аллахом Всевышним является тот, кто лучше всех относится к своему товарищу, а лучшим соседом перед Аллахом Всевышним является тот, кто лучше всех относится к своему соседу» (Муслим) .

6. Помощь брату или сестре  в трудностях, горе и печали. Следует по возможности помогать брату в решении его проблем, избавить его от печали. Это то, к чему должен стремиться мусульманин. В хадисе Ибн Умара, переданном аль-Бухари и Муслимом, говорится, что Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал:

الْمُسْلِمُ أَخُو الْمُسْلِمِ لا َ يَظْلِمُهُ وَلا َ يُسْلِمُهُ وَمَنْ كَانَ فِي حَاجَةِ أَخِيهِ كَانَ اللهُ فِي حَاجَتِهِ وَمَنْ فَرَّجَ عَنْ مُسْلِمٍ كُرْبَةً فَرَّجَ اللهُ عَنْهُ كُرْبَةً مِنْ كُرُبَاتِ يَوْمِ الْقِيَامَةِ وَمَنْ سَتَرَ مُسْلِمًا سَتَرَهُ اللهُ يَوْمَ الْقِيَامَةِ

«Мусульманин мусульманину брат, и он не притеснит и не предаст его. Тому, кто поможет своему брату в нужде его, Аллах поможет в его собственной нужде, того, кто избавит мусульманина от печали, Аллах избавит от одной из печалей Дня Воскресения, а того, кто покроет мусульманина, Аллах покроет в День Воскресения» .

Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал:

لا َ يَزَالُ اللهُ فِي حَاجَةِ الْعَبْدِ مَا دَامَ فِي حَاجَةِ أَخِيهِ

«Аллах будет оказывать помощь рабу до тех пор, пока тот будет помогать своему брату» (ат-Табараний) .

7. Приглашать в гости и встречать тем, что любит этот человек. Встречать мусульманина с тем, что он любит, чтобы обрадовать его, является мандуб (рекомендованным).  Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал:

مَنْ لَقِيَ أَخَاهُ الْمُسْلِمَ بِمَا يُحِبُّ لِيَسُرَّهُ بِذَلِكَ، سَرَّهُ اللهُ عَزَّ وَجَلَّ يَوْمَ الْقِيَامَةِ

«Кто встретил своего брата-мусульманина с тем, что он любит, для того, чтобы обрадовать его, обрадует его Всевышний Аллах в День Воскресенья» (ат-Табараний) .

8. Встречать сестру или брата с весёлым лицом.  Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал:

لاَ تَحْقِرَنَّ مِنْ الْمَعْرُوفِ شَيْئًا وَلَوْ أَنْ تَلْقَى أَخَاكَ بِوَجْهٍ طَلْقٍ

«Ни в коем случае не пренебрегай ничем из одобряемого, даже тем, что следует тебе встречать брата своего с приветливым лицом»  (Муслим).

Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал:

كُلُّ مَعْرُوفٍ صَدَقَةٌ وَإِنَّ مِنْ الْمَعْرُوفِ أَنْ تَلْقَى أَخَاكَ بِوَجْهٍ طَلْقٍ وَأَنْ تُفْرِغَ مِنْ دَلْوِكَ فِي إِنَاءِ أَخِيكَ

«Каждое одобряемое   — садака. Встретить брата с приветливым лицом, и насыпать со своего ведра в посуду брата является из одобряемого»(Ахмад и ат-Тирмизий) .

9. Дарить подарки -сунна. Доказательством этому служит хадис Абу Хурайры, который вывел аль-Бухари,  Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал:

تَهَادَوْا تَحَابُّوا

«Дарите друг другу, любите друг друга» .

10. Принятие подарков и благодарность за него. Также рекомендуемым является принимать подарок брата, и достаточно хадиса Аиши, переданного аль-Бухари, в котором она сказала:

كَانَ رَسُولُ اللهِ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ يَقْبَلُ الْهَدِيَّةَ وَيُثِيبُ عَلَيْهَا

«Посланник Аллаха (с.а.с.) принимал подарок и благодарил за него» . И хадис Ибн Умара, переданный Ахмадом, Абу Давудом и ан-Насаий, где Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал:

مَنْ اسْتَعَاذَ بِاللهِ فَأَعِيذُوهُ وَمَنْ سَأَلَكُمْ بِاللهِ فَأَعْطُوهُ وَمَنْ اسْتَجَارَ بِاللهِ فَأَجِيرُوهُ وَمَنْ آتَى إِلَيْكُمْ مَعْرُوفًا فَكَافِئُوهُ فَإِنْ لَمْ تَجِدُوا فَادْعُوا لَهُ حَتَّى تَعْلَمُوا أَنْ قَدْ كَافَأْتُمُوهُ

«Берите под защиту того, кто станет просить о защите ради Аллаха, и давайте тому, кто попросит ради Аллаха, и принимайте приглашение того, кто пригласит вас, и вознаграждайте того, кто сделает вам добро. Если же вы не найдёте того, чем можно будет вознаградить его, то обращайтесь к Аллаху с мольбами за такого человека, пока не увидите, что вы уже отблагодарили его» .  Даже сказать, да вознаградит тебя Аллах добром, является вознаграждением.  Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал:

مَنْ صُنِعَ إِلَيْهِ مَعْرُوفٌ فَقَالَ لِفَاعِلِهِ جَزَاكَ اللهُ خَيْرًا فَقَدْ أَبْلَغَ فِي الثَّنَاءِ

«Если тот, кому сделают добро, скажет сделавшему его: «Да воздаст тебе Аллах благом! (Джазака-ллаху хайран!),   — он очень красиво выразил свою благодарность» ( ат-Тирмизий)

قَالَ الْمُهَاجِرُونَ : يَا رَسُولَ اللهِ ذَهَبَ ا ْ لأَنْصَارُ بِا ْ لأَجْرِ كُلِّهِ، مَا رَأَيْنَا قَوْمًا أَحْسَنَ بَذْلا ً لِكَثِيرٍ، وَلا َ أَحْسَنَ مُوَاسَاةً فِي قَلِيلٍ مِنْهُمْ، وَلَقَدْ كَفَوْنَا الْمُؤْنَةَ، قَالَ : أَلَيْسَ تُثْنُونَ عَلَيْهِمْ بِهِ وَتَدْعُونَ لَهُمْ؟ قَالُوا : بَلَى، قَالَ : فَذَاكَ بِذَاكَ

«Мухаджиры сказали: «О, Посланник Аллаха, ансары собрали весь аджр (вознаграждение от Аллаха), мы не видели ещё людей лучше их в пожертвовании многим, и помощи в малом, они уже вполне достаточно снабдили нас продовольствием». Посланник (с.а.с.) сказал: «Разве вы не благодарите их за это, молясь за них?» . Они сказали: «Да, конечно». Посланник (с.а.с.) сказал: «Вот это взамен того, что они вам дают»  (Абу Давуд и ан-Насаий).   Также необходимо благодарить за малое, как и за большое. Благодарить людей, которые оказывают помощь другим, в соответствие с тем, что передал Абдуллах Ибн Ахмад в «Заваид» с правильным иснадом от Нуъмана Ибн Башира. Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал:

مَنْ لَمْ يَشْكُرْ الْقَلِيلَ لَمْ يَشْكُرْ الْكَثِيرَ وَمَنْ لَمْ يَشْكُرْ النَّاسَ لَمْ يَشْكُرْ اللهَ وَالتَّحَدُّثُ بِنِعْمَةِ اللهِ شُكْرٌ وَتَرْكُهَا كُفْرٌ وَالْجَمَاعَةُ رَحْمَةٌ وَالْفُرْقَةُ عَذَابٌ

«Кто не поблагодарил за малое, тот не благодарит за большое. Кто не благодарит людей, тот не благодарит Аллаха. Упоминание о милости Аллаха является благодарностью, а неблагодарность является куфром. Быть в общине является благом, а разделение   — наказанием» .

11. Заступничество.  Ходатайство за брата мусульманина в добрых делах или облегчение его трудности является сунной. Согласно хадису, переданному аль-Бухари от Абу Мусы: «Если к Посланнику Аллаха (с.а.с.) приходил нищий человек, то он всегда говорил:

اشْفَعُوا فَلْتُؤْجَرُوا وَلْيَقْضِ اللهُ عَلَى لِسَانِ نَبِيِّهِ مَا شَاءَ

«Заступайтесь и вы получите награду, и Аллах осуществит то, что ему угодно через Своего Пророка» .

Пророк (с.а.с.) сказал:

مَنْ كَانَ وَصْلَةً لأَخِيهِ الْمُسْلِمِ إِلَى ذِي سُلْطَانٍ لِمَنْفَعَةٍ بِرٍّ أَوْ تَيْسِيرِ عَسِيرٍ أُعْيَنُ عَلَى إِجَازَةِ الصِّرَاطِ يَوْمَ دَحْضِ اْلأَقْدَامِ

«Кто был заступником за своего брата мусульманина перед обладателями власти, для благотворительной выгоды или для облегчения трудности, тому помогут при переходе через Сырат (мост над Адом) в тот день, когда будут скользить ноги» (Муслим) .

Также защищать честь брата мусульманина, скрыто или открыто, рекомендовано шариатом. В хадисе, который передал ат-Тирмизий от Абу ад-Дарда и сказал это хадис хасан, от Пророка (с.а.с.) говорится:

مَنْ رَدَّ عَنْ عِرْضِ أَخِيهِ رَدَّ اللهُ عَنْ وَجْهِهِ النَّارَ يَوْمَ الْقِيَامَةِ

«Кто защитил честь брата, Аллах отведёт огонь от его лица в Судный День».

В том, что передал Исхак Ибн Рахавайх от Асмы Бинт Язид, говорится: «Я слышала, что Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал:

مَنْ ذَبَّ عَنْ عِرْضِ أَخِيهِ بِظَهْرِ الْغَيْبِ كَانَ حَقًّا عَلَى اللهِ أَنْ يَعْتِقَهُ مِنَ النَّارِ

«Кто защитил честь своего брата, в его отсутствии, Аллах обязался освободить его от огня» .

От Абу Хурайры передаётся, что Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал:

الْمُؤْمِنُ مِرْآةُ الْمُؤْمِنِ وَالْمُؤْمِنُ أَخُو الْمُؤْمِنِ مِنْ حَيْثُ لَقِيَهُ يَكُفُّ عَلَيْهِ ضَيْعَتَهُ وَيَحُوطُهُ مِنْ وَرَائِهِ

«Мусульманин является зеркалом относительно другого мусульманина. Мусульманин брат мусульманина, он не должен причинять ему вред, а должен защищать его сзади» .

12. Принятие извинений, сохранение секретов. Аллах обязал мусульманина принимать извинения брата по вере, сохранять его секреты и проявлять искренность по отношению к нему.

Принятие извинений брата мусульманина основывается на том, что  Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал:

مَنْ اعْتَذَرَ إِلَى أَخِيهِ بِمَعْذِرَةٍ فَلَمْ يَقْبَلْهَا كَانَ عَلَيْهِ مِثْلُ خَطِيئَةِ صَاحِبِ مَكْسٍ

«Если кто извинился перед братом мусульманином, а тот не принял его извинения, на нем грех подобно греху сборщика налогов (макс)» (Ибн Маджа)   .

13. Сохранение секретов брата по вере основывается на то, что передаёт Абу Давуд и ат-Тирмизий с правильным иснадом от Джабира, что Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал:

إِذَا حَدَّثَ رَجُل ٌ رَجُلاً بِحَدِيث ٍ ثُمَّ الْتَفَتَ فَه ُوَ أَمَانَةٌ

«Если человек рассказал другому человеку что-то, и потом обернулся по сторонам, то, это для него аманат» . Что касается аманата, то его сохранение является ваджибом (обязанностью), и потеря его является предательством и изменой. Хадис указывает на сохранность секретов брата, даже если он этого не потребовал откровенно, но это понятно из его поведения или намёков, как, например, рассказывая, он оборачивался по сторонам, боясь, что кто-то чужой услышит его. Что тогда говорить, если он откровенно попросит сохранить его секреты? И это все конечно, если в его секретах нет ничего, что может навредить обществу и нарушить шариат. В таком случае, собеседник такого человека должен наставить этого человека и запретить ему это. И он может об этом говорить до того, как его приведут в качестве свидетеля, как это приводится в хадисе:

أَلاَ أُنَبِّئُكُمْ بِخَيْرِ الشُّهُودِ، الَّذِي يُشْهَدُ قَبْلَ أَنْ يُسْتَشْهَدَ

«Не указать ли вам лучших свидетелей? Это тот, который свидетельствует до того, как его приводят в качестве свидетеля» (хадис вывел Муслим).

14. Искреннее отношение. Что касается его искренности, то это согласно хадису Джарира Ибн Абдуллаха, переданного аль-Бухари и Муслимом:

بَايَعْتُ رَسُولَ اللهِ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ عَلَى إِقَامِ الصَّلا َ ةِ وَإِيتَاءِ الزَّكَاةِ وَالنُّصْحِ لِكُلِّ مُسْلِمٍ

«Я поклялся Пророку (с.а.с.) в том, что буду совершать намазы, выплачивать закят и искренно относиться к каждому мусульманину» , и хадису Тамима Ибн Авс ад-Дарий, переданного Муслимом, что Пророк (с.а.с.) сказал:

الدِّينُ النَّصِيحَةُ قُلْنَا لِمَنْ قَالَ لِلَّهِ وَلِكِتَابِهِ وَلِرَسُولِهِ وَلِأَئِمَّةِ الْمُسْلِمِينَ وَعَامَّتِهِمْ

«Религия есть проявление искренности» . Мы спросили: «По отношению к кому?». Он сказал: «По отношению к Аллаху, Его Книге, Его Посланнику, руководителям мусульман и ко всем мусульманам» .  Муслим вывел от Абу Хурайры, что Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал:

حَقُّ الْمُسْلِمِ عَلَى الْمُسْلِمِ سِتٌّ، قِيلَ: مَا هُنَّ يَا رَسُولَ اللهِ؟ قَالَ: إِذَا لَقِيتَهُ فَسَلِّمْ عَلَيْهِ وَإِذَا دَعَاكَ فَأَجِبْهُ وَإِذَا اسْتَنْصَحَكَ فَانْصَحْ لَهُ وَإِذَا عَطَسَ فَحَمِدَ اللهَ فَشَمِّتْهُ وَإِذَا مَرِضَ فَعُدْهُ وَإِذَا مَاتَ فَاتَّبِعْهُ

«Шесть вещей входят в число обязанностей мусульман по отношению друг к другу» . Его спросили: «Какие, Посланник Аллаха?». Он сказал:«Если ты встретишь мусульманина, то приветствуй его, если он пригласит тебя, то ответь ему, если он попросит у тебя совета, то дай ему совет, если он чихнёт и воздаст хвалу Аллаху, то пожелай ему блага, если он заболеет, то навести его, а если он умрёт, то проводи его» .